Читаем летом!

ФГОСы...принимать или не принимать?

 

ФГОС…  Непонятным, пугающим, а для многих , даже  несколько раздражающим  стало входить в нашу систему образования это понятие , которое  можно расшифровать так: Федеральный государственный образовательный стандарт.

- Что же это такое?

-Зачем он нам нужен, если ещё совсем недавно, наше «советское» образование считалось одним из лучших в мире?

-Что ждёт  «на выходе»  участников образовательного процесса, задействованных  в реализации новых ФГОС?

 

Пожалуй, все, без исключения, родители, провожая своего ребёнка в первый класс, думали над этими вопросами. Поверьте, встречая ваших детей, мы учителя, задавали себе нечто подобное.  А к ним добавлялись и ещё такие вопросы : как сделать переход на новую систему образования комфортным и менее болезненным, как адаптировать имеющиеся школьные ресурсы под  предъявляемые требования, и, наконец, насколько хватит нашей профессиональной подготовки, для того, чтобы быстро перестроиться и начать активную работу в новых условиях.

Коротко постараюсь ответить на эти, волнующие вопросы с позиции своего видения.

Начну с вопроса: что же такое ФГОСы?  Это документ, иными словами, общественный договор, в котором прописан установленный  ряд требований к содержанию, структуре, условиям образования. Образовательный процесс в России был стандартизирован и ранее, но до введения ФГОС, основные требования касались содержательной части образования. Теперь, кроме содержания обозначены требования к ожидаемым результатам и условиям обучения.

То есть, новые стандарты описывают: как и чему учить, какой результат должен быть получен, и даже, в каких условиях должен осуществляться образовательный процесс.

Зачем нужны нам новые стандарты?

Действительно, советское образование считалось одним из лучших в мире. Однако, многое изменилось, и старые наши подходы не выдерживают требований нового времени, они требуют изменения. Причинами изменения  служат, во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания,

во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека. Назрела необходимость сделать российское образование привлекательным, способным выдержать конкуренцию на мировом образовательном пространстве. Именно на интеграцию в мировую систему образования направлены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

 

Ранее от учителя требовалось дать ученику определенные знания. С введением ФГОС, мы должны научить ребенка пользоваться этими знаниями, применять их на практике, искать необходимую информацию. То есть, Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ,  уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

 

 

 

 Кроме того, новые стандарты увеличивают роль семьи, родителей в образовательном процессе. Учащиеся больше не будут единственными «ответственными» за результаты учебы. Родители будут активно вовлекаться в школьную жизнь, в том числе и в образовательный процесс. Примером тому служит трёхсторонний договор, который теперь в обязательном порядке заключается между участниками образовательного процесса: муниципалитетом, школой и родителями.

Рассмотрим положительные стороны, которые я наблюдаю с введением стандартов. В нашей начальной школе, начиная с прошлого учебного года, используется УМК «Планета знаний», который соответствует стандартам второго поколения и выгодно отличается от других УМК тем, что рассчитан на учащихся с разными способностями. Школа обеспечила своих первоклассников необходимым набором учебников по всем предметам. Пожалуй, главное достоинство новых стандартов, в лице данного УМК – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.

Заметно улучшилась и материальная база. Мы можем похвастать новым современным кабинетом ИКТ для учащихся начальной школы. Начиная с первого апреля, наш класс будет его активным посетителем. Привыкшие критиковать, выражать своё недовольство мы, пожалуй, должны поблагодарить Министерство образования Московской области за выделенные целенаправленно деньги на этот кабинет. И ещё, немаловажный факт: работать в этом кабинете должны ребята под руководством знающего учителя. А вот об этом позаботилась Администрация нашего ЗАТО и школы. Учителя параллели 2-х классов в ближайшее время получат необходимые навыки.

Следующий плюс – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет.

 

Еще одна особенность новых стандартов – введение обязательной внеурочной деятельности. Кроме математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, дети  занимаются в различных кружках и секциях в обязательном порядке.

 

Внеурочная деятельность  занимает до 10 часов в неделю, то есть примерно 2 часа в день. Содержание занятий образовательное учреждение определяет самостоятельно. Федеральными стандартами предусмотрено несколько основных направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, проектная деятельность и другие. Дети могут играть в шахматы, петь, танцевать, лепить. Причем все эти кружки и секции  абсолютно бесплатны. При составлении плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС мы ориентировались на пожелания родителей. В ходе родительских собраний мы пытались выяснить, что больше интересует  первоклассников и ребят вторых классов.

 Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

 

Новые федеральные стандарты предусматривают и новый деятельностный подход к обучению детей. Это значит, будут формироваться основы умения учиться и организовывать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Дети будут учиться самостоятельно «добывать» знания, а не получать их в готовом виде.

Еще один «плюс» ФГОС – введение новой системы оплаты труда, которая будет поощрять усилия педагогов, а значит, они будут заинтересованы в результатах своей работы.

    

Обучение по федеральным государственным стандартам должно привести к определенным результатам. Учащиеся начальной школы обязаны будут овладеть набором универсальных учебных действий. Кроме освоения учебных материалов, школьников научат использовать приобретенные знания, умения в реальной деятельности. Например, учащиеся смогут не только правильно, без ошибок написать письмо, но и отправить его по электронной почте, или найти в Интернете нужную информацию.

 

Также в новых стандартах определены результаты воспитания учащихся. Ученикам начальной школы будут прививать чувства патриотизма и гражданской сознательности. Детей будут учить самостоятельно мыслить, действовать и отвечать за свои поступки. В итоге выпускник 4-го класса будет знающим, мыслящим, любознательным и патриотичным.

Насколько это осуществится, покажет время. А пока  мы стоим в самом начале  перехода  от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».  Думаю, что всем нам необходимо верить в то, что всё у нас получится. А пока и мы, учителя, и уважаемое общество родителей, давайте запасёмся терпением и будем продолжать работать в выбранном направлении. Без взаимной поддержки и проявления терпения нам уж точно не обойтись: и в исправлении ошибок, а они бывают у тех, кто занимается делом, и в осуществлении  ожидаемых результатов.